Мы копили, мы копили… наши денежки уплыли?!
Последний год из жизни страны стал весьма урожайным на существенные, уже свершившиеся и планируемые изменения в сферах жизни государства, напрямую касающихся если не всех, то большинство казахстанцев.
Это и нашумевшая земельная реформа, и реформа школьного образования, и предстоящая с 2017 года реформа здравоохранения. Обо всем этом мы уже писали и говорили, и вместе с вами пытались разобраться, хорошо это или плохо и чего в итоге нам следует ждать – умное, здоровое поколение, обеспеченное лучшими отечественными продуктами питания, пусть и произведенными иностранными компаниями на нашей земле, или гектары разоренных или того хуже захваченных иностранцами земель, плохо образованное поколение, не владеющее толком ни одним из обиходных в стране языков, с сумбурным нагромождением знаний в головах и нация, где люди умираю не дожив до пенсии.
Удалось ли нам разобраться в этих вопросах или нет, судить только вам дорогие читатели. А мы, раз уж упомянули о пенсиях, сегодня постараемся понять, что из себя представляет казахстанская пенсионная система, кого и к чему обязывает и что может нам дать в старости, а главное куда, как и насколько эффективно расходуются и инвестируются триллионы наших сбережений и не пойдем ли в старости «по миру».
Погрузившись в тему, первое, что мы узнали, так это то, что Казахстан оказался первой страной из бывшего советского лагеря, которая провела реформу пенсионной системы. Еще в далеком 1998 году казахстанские пенсионеры по сути были разделены на две группы - «до» и «после». Все те, кто вышел на пенсию до даты проведения реформы остался участником так называемой распределительной системы, все же остальные – накопительной.
Тут стоит немного отвлечься от казахстанской модели и в целом поговорить о том, какие виды пенсионных систем существуют. Их не так много, и мы о них уже сказали. Первый тип пенсионной системы – распределительный. Тот самый подход к обеспечению вышедшего на заслуженный отдых населения, который использовался в СССР.
Распределительная пенсионная система строится на налоговых поступлениях и доходах государства, где молодое поколение обеспечивает пожилое. Однако данная система в последние десятилетия оказалась весьма уязвимой, т.к. в мире возобладали 2 тренда, оказывающих одинаково негативное влияние на баланс пенсионной части бюджета государства. С одной стороны, по всему миру наблюдается рост средней продолжительности жизни, что говорит о том, что пенсионной системе требуется больше средств на содержание неработающей части населения, с другой – снижается рождаемость, что приводит к диспропорции в балансе экономически активного населения и тех, кто находится на их содержании. При нарушении классической формулы «двое работающих на одного пенсионера», пенсионная система государства становится дефицитной.
К тому же дополнительное негативное влияние оказывает и тот фактор, что сроки полной экономической активизации молодого поколения сдвигаются. Молодежь все больше занята образованием и развитием, а значит не только позже начинает работать на экономику страны, но и является для нее дополнительной нагрузкой.
Данные обстоятельства привели к появлению второго типа пенсионной системы - накопительной. В данной системе размер будущего пенсионного содержания, как и в распределительной системе зависит от стажа, места работы и уровня заработной платы. Однако данная зависимость является абсолютной, в то время, как в распределительной системе данные факторы принимаются во внимание, но имеют усредненный эффект.
Накопительная система имеет различные вариации «на тему», которые во многом зависят от специфики государства (размер экономики, ее структура и характер, население, налоговая система и т.д.), но так или иначе имеет два основных уровня – гарантированная минимальная пенсия за счет государства и трудовая пенсия, формирующаяся из накоплений граждан.
Тут самое время отложить учебник с теорией в сторону и перейти к практике. Как мы уже сказали казахстанская пенсионная система – накопительная, однако в ближайшее время она должна получить дальнейшее развитие и стать, т. н. солидарной, как и обязательное медицинское страхование о котором мы уже писали.
На практике это значит, что наша с вами будущая пенсия будет состоять из трех частей. Первая часть – базовое пенсионное обеспечение, без которого государство вас не оставит, однако рассчитывать на то, что жить на эти средства можно будет безбедно – не стоит, а значить придется и дальше усердно работать, и платить свою «десятину». Вторая часть - те самые 10% от заработка, которые мы ежемесячно перечисляем в ЕНПФ. Именно эти средства и формируют пенсионный фонд страны, который сегодня достиг примерно 7 триллионов тенге (≈20 млрд. $). Сумма немаленькая и по сегодняшнему курсу тянет на 1/5 годового бюджета страны. Третья же часть нашей пенсии и есть, та самая солидарная. Солидарность заключается в том, что с 1 января 2018 года пенсионный фонд начнет пополняться не только из средств работающего населения, но и из средств их работодателей, которых обяжут делать 5%-е отчисления от доходов работников.
Так выглядит (и так будет выглядеть) казахстанская модель пенсионного обеспечения. Однако накопительная система изначально задумывалась, как инвестиционный инструмент, в первую очередь нацеленный на долгосрочное сохранение средств через инвестирование в инструменты, доходность которых опережает реальную инфляцию потребительских цен.
Такой подход в функционировании пенсионной системы позволяет вливать деньги в реальный сектор экономики страны, выбирать разнообразные механизмы инвестирования денежных средств вкладчиков (от консервативных, ориентированных на сохранение, до высокодоходных – рискованных). и начислять инвестиционный доход на вклады, увеличивая ожидаемый уровень пенсионного замещения в старости.
Наш ЕНПФ в этом смысле не является исключением и реализует инвестиционную политику, схожую с инвестполитикой пенсионных фондов (как частных, так и государственных) по всему миру.
Инвестиционная политика нашего пенсионного фонда в первую очередь ориентирована на поддержку (кредитование) отечественной экономики. В структуре активов ЕНПФ на протяжении всего периода существования большую часть занимают государственный ценные бумаги РК. Их доля в структуре активов ЕНПФ в среднем на уровне 45-49% от общего объема. Второй по объему кластер – корпоративные эмитенты РК – акционерные общества, чьи ценные бумаги ЕНПФ выкупает в качестве инвестиционного инструмента. Третий кластер с общим удельным весом 17-20% представлен государственными ценными бумагами иностранных государств (американские трежерис, евробонды и т.д.) ценными бумагами иностранных корпоративных эмитентов (зарубежные акционерные компании) и прочими инвестиционными инструментами в небольших объемах.
Как видно, большая, если не сказать подавляющая часть наших сбережений на старость сегодня дается в долг собственному государству, квазигосударственным компаниям и банкам второго уровня. Что в принципе является нормальной практикой, если бы не одно «но» - особенности нашей системы.
Во всем цивилизованном мире деньги пенсионной системы призваны формировать устойчивый и развитый фондовый рынок, предлагающий полный набор инвестиционных инструментов различного качества. Такая система способна не только приносить существенные инвестиционные прибыли и увеличивать капитализацию фонда, но и легко привлекать заемные средства в те сектора экономики, которые в ней в настоящий момент нуждаются.
Для того, чтобы система функционировала таким образом необходима здоровая конкуренция, причем по обе стороны инвестиционного рынка. Не только компании, привлекающие заемные средства должны обладать диверсифицированным, разноплановым инструментарием, но и рынок кредиторов должен быть представлен различными финансовыми институтами или, как минимум конкурентной средой. В таком случае ценность и доходность тех или иных компаний (их бумаг) и потенциал проектов, под которые они привлекают средства оценивается рынком, а не одним единственным игроком, сосредоточившим в своих руках все пенсионные активы страны.
В нашем случае все именно так, в 2013 году все коммерческие пенсионные фонды были ликвидированы, а их средства и дальнейшие поступления от граждан стали поступать в единый фонд, управлением активами которого на доверительной основе занимается Национальный банк страны.
При таком подходе к делу в структуре инвестиционного портфеля ЕНПФ возобладали долговые ценные бумаги правительства, а значит большая часть средств перестала напрямую поступать в экономику, и ее реальный сектор лишился стабильного источника «длинных денег».
К тому же, и без того прогосударственная политика инвестирования ЕНПФ была «дополнена» законодательной нормой, обязывающей ЕНПФ вкладывать средства фонда исключительно в долговые бумаги РК. Таким образом ЕНПФ превратился в фонд помощи стрессовым компаниям и организациям квазигосударственного сектора, банкам второго уровня и государственного бюджета, оказавшегося в условиях дефицита.
Это наглядно демонстрирует структура инвестиций фонда, ее динамика и главные реципиенты:
Как видно из таблиц динамика инвестирования в долговые бумаги Казахстана была стремительной и всего за 2,5 года объем пенсионных средств, вложенных в данный инвестиционный инструмент, вырос на 335%! Еще большими темпами шло наращивание долговых обязательств корпоративными эмитентами РК. За аналогичный период, объем предоставленных им заемных средств вырос более чем на 650%! При этом основным получателем пенсионных денег стала банковская система, которую попросту накачали дешевой тенговой ликвидностью. И это без учета 400 с небольших миллиардов тенге, размещенных на депозитах банков второго уровня.
Почему тенге обошлись банкам дешево?! На это косвенно указывает инвестиционный доход государства, полученный по данным инструментам. Так средний годовой доход по корпоративным облигациям за 2014 год составил - 9%, за 2015 год – 8,5%, в 2016 году
(по БВУ) – 9,6%. Что касается депозитов, то их доходность в 2014 году составила – 8,8%, в 2015 – 8,8% и 10,6% в 2016 году.
Для того, чтобы понять насколько дешево нашим банком удалось привлечь наши же пенсионные деньги, достаточно вспомнить, по каким ставкам они (банки) кредитовали нас нашими же деньгами (в среднем 23% годовых по обеспеченным займам и до 50% годовых по займам без обеспечения)! И тут возникает вопрос, если государству так необходимо было оживить экономику и активизировать потребление, почему бы не изменить механизм использования накоплений? К чему нам такая «банковская прокладка», которая берет втридорога с нас, за наши же деньги?!
Интересно и то, что указанный выше инвестиционных доход (в %), получаемый от того или иного отечественного инструмента оказывается не на много выше, а то и ниже уровня реальной инфляции потребительских цен, определенного международными институтами. Так Международный валютный фонд оценил реальную инфляцию в Казахстане по результатам 2014 года на уровне 6,72%, в то время, как доходность по долговым бумагам местных эмитентов, в среднем составила 9% (чистый доход 2,28%), в 2015, в 2016 году инфляцию в стране оценили в 6,45%, при этом доходность долговых бумаг снизилась до 8,5% (заемные средства подешевели) и в итоге ЕНПФ получил 2,05% с вложенных средств. Что касается текущего года, то МВФ прогнозирует инфляцию в Казахстане на уровне 13,09%, а доходность тех же бумаг по состоянию на июль этого года равна 9,6%, т.е. обесценивание, выделенных банкам и квазигосударственному сектору из ЕНПФ средств может составить 3,5%. Ситуация с размещенными на депозитах БВУ средствах практически аналогичная.
Как видно, накопительная пенсионная система способна приносить прибыль, преумножать, и сохранять накопленные средства граждан. Может эта система работать и на благо отечественной экономики, способствуя развитию фондового рынка страны, привлечению длинных и недорогих заемных средств в инфраструктурные проекты государства и обеспечивая развивающиеся кластеры и направления экономики необходимой денежной подпиткой. Можно за счет пенсионных активов стимулировать и потребительской спрос, однако все это может сформироваться и функционировать в открытой, конкурентной среде, где правила игры определяются рынком, востребованные продукты и институты успешно функционируют, а остальные естественным образом отсеиваются.
К сожалению, в настоящий момент, казахстанская накопительная пенсионная система таковой не является и по сути превратилась в еще один финансовый инструмент правительства для экстренного залатывания бюджетных брешей и спасения проблемных финансовых (и не только) институтов и организаций.
Не удивительно, что Казахстан не попал в глобальный рейтинг стран с самыми благоприятными условиями жизни на пенсии. В данный рейтинг вошло всего 23 страны, которые оценили по 10 различным критериям, в том числе доступность жилья и медицины и ее качество (и то и другое не про нас, не так ли?!) и здоровый образ жизни (тут мы тоже не впереди планеты всей). Исследование включает и такие пункты, которые отражают привлекательность страны для иностранных пенсионеров, в частности уровень владения английским языком в стране (посмотрим, что мы сможем сказать об этом через поколение, и на каком языке), сложность получения вида на жительство и насколько влажный климат, но тут мы можем предложить полный спектр, от морского бриза на западе, до южных пустынь и восточных лесов.
Кстати первое место в этом рейтинге несколько лет подряд удерживал, кто бы вы думали – Эквадор! Но в 2015 году его потеснила Панама.
Конечно было бы не плохо, чтобы наша страна была комфортна не только для нас, но и для приезжающих, но сейчас это скорее роскошь и хотелось бы, чтобы правительство, ЕНПФ и Нацбанк сосредоточились на том, для чего накопительные фонды и существуют – улучшении качества жизни пожилого населения и стратегическое планирование качества жизни будущих поколений пенсионеров.