Нe-govОРИТЕ, ЧТО ПЛОХО! (І часть)
Работа над отечественным электронным правительством началась в 2004. Была разработана программа формирования электронного правительства и определены основные этапы ее реализации. На первом этапе проводилась большая законодательная и инфраструктурная работа без которой переход госуслуг в режим онлайн был бы невозможен. Параллельно велась разработка самого портала egov.
В 2006 портал был запущен, но носил исключительно информационный характер и агрегировал в себе информацию о государственных органах страны, осуществляемой ими деятельности и услугах, оказываемых населению. К этим самым услугам прилагались регламенты их оказания, что сделало информацию общедоступной, а механизм оказания услуги более понятным и прозрачным для населения.
К моменту запуска самого портала Казахстан уже два года числился в «табеле о рангах» ООН, где согласно рейтингу развития электронного правительства (EGDI) в 2004 году был удостоен 69 места среди 192 стран.
Тем не менее, не смотря на успех (думаем мы можем так сказать) скепсиса по поводу новой затеи правительства в обществе было «хоть отбавляй». Народ попросту не верил, в то, что госуслуги можно будет получать онлайн. Да что там онлайн, когда у людей не то, что интернета, компьютеров не было. В таких обстоятельствах мало верилось даже в возможности «одного окна». За годы советской бюрократии мы так привыкли к бумажной волоките, беготне по инстанциям, обиванию порогов и необходимости «отблагодарить» тетеньку со штампом в руках, что другого себе уже не представляли.
Надо сказать, что опасения эти были не на пустом месте. В 2006 году проект egov стартовал, но, как мы уже сказали выше, стартовал он с позиции инфопортала, который внес определенную ясность в количество, качество и регламенты оказываемых госорганами услуг, однако от вышеупомянутого «счастья» - беготни по инстанциям, со всеми вытекающими, не избавлял.
И тут возникает вполне резонный вопрос – «Откуда тогда столь неплохая позиция в глобальном рейтинге на заре становления egov.kz в Казахстане»?! Для того, чтобы на этот вопрос ответить, нужно разобраться cметодологией, используемой для ранжирования стран в рейтинге EGDI.
Сам рейтинг EGDI не самостоятельный и представляет собой комплексное значение показателей трех других рейтинговых замеров, вкупе отражающих уровень стремления и технической готовности государства к оказанию государственных услуг с использованием онлайн и мобильных технологий. Результаты трех замеров – OSI (Индекс развития электронных услуг), TII (Индекс развития телекоммуникационной инфраструктуры) и HCI (Индекс развития человеческого капитала) сводятся в единую таблицу, где комбинируются с набором индикаторов, отражающих способность государства участвовать в создании и развитии информационного общества.
При этом индекс EGDI не измеряет абсолютное значение развития электронного правительства, а показывает его результат относительно аналогичных систем других государств. Именно этим и объясняется достаточно высокая волатильность позиций государств в данном рейтинге.
Как мы уже сказали, в 2004 году, когда в стране всерьез задумались над формированием информационного общества, неотъемлемой частью которого является эффективное электронное правительство, Казахстан в мировом рейтинге оказался на 69 месте, улучшив свой показатель на 14 пунктов по сравнению с результатом, показанным годом ранее. А уже в следующем 2005 году страна поднялась еще на 4 позиции и заняла 65 строчку в общемировом зачете.
При этом интересен тот факт, что основной успех в изначально хороших стартовых позициях складывался за счет очень высокого уровня развития человеческого капитала, а основной рост происходил в показателе развития электронных услуг (OSI).
И действительно, индекс развития человеческого капитала (HCI) в Казахстане близок к заветной единице или 100%, что не удивительно, т.к. для расчета данного показателя по методике ООН берется всего две переменные – индекс совокупной доли населения получающей среднее и высшее образование и уровень грамотности взрослого населения. Если учесть, что среднее образование в Казахстане не только бесплатное, но и обязательное по закону (хочешь ты того или нет), а высшее – хоть и не обязательное по закону, но все же обязательное (извините за тавтологию) по представлению казахстанцев, трудно представить, что в Казахстане взрослое население не грамотное при бесплатной, обязательной школе и повальной моде на ВУЗовские дипломы (хотя, возможно бесплатное средне-специальное образование с 2017 года это исправит).
Что касается индекса OSI, то в середине «нулевых» он был ниже среднего, но рос быстрее других. Объяснить это также не сложно. Данный индекс отражает уровень развития электронных услуг в стране и их стадии, которых всего 4. Первая стадия включает в себя объем доступной базовой информации (гос. статистика, законы, персоналии и т.д.). Вторая стадия уже включает минимальный набор интерактива между гражданином и государством, а значит должны быть элементарные формы коммуникации (комментарии, обратная связь), а также базовые формы документов, доступные для скачивания и заполнения. Также берется в расчет наличие аудио-, видеогайдов, версии сайтов для людей с ограниченными возможностями или множественная локализация на языках. Третья стадия подразумевает более полное интерактивное взаимодействие между гражданином и государством. В частности, населению должны быть доступны государственные услуги, которые можно было бы получить онлайн (оплата штрафов и налогов, получение документов, разрешений, лицензий и пр.). Данная стадия характеризуется глубокой степенью взаимодействия по линии C2G (citizentogovernment). Четвертая стадия – заключительная. Она предоставляет полный набор государственных услуг, оказание которых возможно онлайн, а также включает в себя взаимодействие не только по линии гражданин-государство, но и наоборот. По сути на данной стадии реализуется полноценный диалог, позволяющий вовлекать население в систему управления государством. Гражданам предлагаются механизмы обсуждения актуальной информации и оказания влияния на государственную систему.
Одним из лучших примеров такой системы являются онлайн петиции (внедрение которых в Казахстане сейчас продвигает наше движение!), работающие, как двусторонний канал связи и позволяющие не только вовлекать граждан в госуправление, но и принимать наиболее актуальные решения, лучшим образом отвечающие интересам большинства людей.
В целом же для определения уровня развития электронных услуг (OSI) экспертами ООН исследуется сайт электронного правительства страны, а также вебсайт министерств, отвечающих за следующие направления: образование (МОН РК), труд, социальные услуги, здравоохранение (МЗСР РК) и финансы (МФ РК). В расчет также берутся сайты, непосредственно связанные с сайтами соответствующих министерств.
Как видно из графиков выше, наполненность этих сайтов на первом – информационном этапе становления системы оказалась весьма качественной и достаточной, чтобы обеспечить уверенный прирост показателя.
Действительно проблемным направлением была ИКТ инфраструктура, та самая о которой мы говорили в предыдущей статье. В начале нулевых позиции страны были достаточно слабыми, а инфраструктурная готовность низкой. И проблемой было вовсе не то, что не хватало ресурсов для создания полноценного электронного правительства, не хватало ресурсов для его использования гражданами. Банально не было интернета в квартирах, а там, где он был, интернетом это назвать было трудно. Dialupили 56kэто то время, когда скачивание обычного текстового файл формата word или картинки могло растянуться на час. А вы говорите кино в HDв онлайн кинотеатре подвисает… Естественно при таком уровне технологической готовности ждать лучших результатов не приходилось.
Тем не менее Казахстан оказался первым в своем субрегионе – Центральной Азии. А результаты скоринга оказались выше среднемирового, регионального и субрегионального показателей.
Запуск отечественного egov, 12 апреля 2006 года ознаменовал начало первого этапа формирования электронного правительства страны в соответствии с критериями OSI.
Для начала отечественный портал наполнили базовой информацией о государственных органах страны, сферой их компетенции, предоставляемых услугах и их регламентах. Кроме того, для ознакомления граждан частично публиковались нормативно-правовые акты. Конечно данный этап не избавил нас с вами от необходимости ходить по инстанциям и обивать пороги госучреждений, однако внес ясность в их работу и дал более четкое представление о том, что и от кого мы вправе требовать.
Следующие два года, пока портал работал в информационном режиме, велась серьезная «закулисная» работа по развитию инфраструктуры egov. В частности, были созданы веб-портал и шлюз электронного правительства, платежный шлюз электронного правительства, электронный межведомственный документооборот, инфраструктура открытых ключей, единая транспортная среда государственных органов и национальные реестры идентификационных номеров.
Если говорить проще, то колоссальный объем работы, который был проделан всего за пару лет, позволил нам с вами не ходить по целой веренице инстанций, а приходить в ЦОНы. При этом те услуги, на получение которых раньше уходили недели и месяца заметно ускорились. Возможно это стало благодаря той самой единой транспортной среде, межведомственному электронному документообороту и цифровым ключам, которые заметно упростили и ускорили коммуникацию между различными инстанциями и минимизировали объем «перекладывания бумажек». С 2008 по 2009 год портал начал наполняться непосредственно услугами.
Проделанная работа оказалась ненапрасной во всех смыслах и в первую очередь для рядовых казахстанцев, чье время и было призвано экономить электронное правительство. Тем не менее позиции страны в мировом рейтинге EGDI к 2008 году существенно просели – минус 16 пунктов и 81 первое место среди 192 стран.
Как видно с 2005 по 2008 серьезного прироста в индексе OSIв Казахстане не произошло, что вполне закономерно, т.к. вся базовая информация о госорганах была доступна на сайтах министерств и до появления портала, на котором она была выложена централизовано, а весь фронт работы переместился в закулисье и был сосредоточен вокруг инфраструктуры. Именно она то и показала существенный рост. Индекс TIIвырос за 3 года вдвое! Подрос и уровень развития человеческого капитала (HCI), который и без того был на практически максимальном уровне.
Получается при заметном росте некоторых показателей страна откатилась назад и тут важно понимать почему. Как мы уже говорили раньше, рейтинг электронного правительства не абсолютный и реагирует не только на изменения в конкретном государстве, а во всех государствах, участвующих в замерах.
Развитие электронного правительства в мире (2008 г.)
Развитие электронного правительства в мире (2005 г.) |
Если взглянуть на мировую карту, то можно увидеть, что за 3 года с 2005 по 2008 многие государств включились в борьбу за звание лучшего электронного правительства, что не могло не сказаться на позиции Казахстана.
Тем не менее, планов наши власти не сменили, и работа по развитию egov.kzпродолжилась. На портале расширялся перечень доступных возможностей, а к принципу единого окна была сведена львиная доля всех государственных услуг. В 2010 портал был дополнен первыми транзакционными услугами. У населения появилась возможность онлайн-оплаты налогов, штрафов, государственных пошлин и сборов. Что с одной стороны облегчило жизнь самих казахстанцев, с другой ускорило процесс поступления средств в казну. Результатом усилий властей стало исследование EGDIза 2010 год, а точнее его итоги. Казахстанскому проекту электронного правительства было отдано 46 место, что означало практически двукратное (!) улучшение позиций за два года (минус 35 пунктов).
0,3205 |
0,0627 |
Развитие электронного правительства в Казахстане (2004 г.) |